Томатис-терапия

Ваше письмо отправлено
Ваша заявка принята, наш менеджер ответит Вам в ближайшее время.
Заказать звонок
Оставьте заявку и мы обязательно перезвоним Вам
Введите Ваше имя
Введите Ваш номер телефона
Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных, согласно пользовательскому соглашению
Режим работы
Пн - Пт
8.00 - 20.00
Сб: 9.00 - 16.00, Вс: выходной
Эпилептологические исследования в режиме 24 часа

Вспомните, когда зимой вы идете в теплой, плотной шапке и не можете слышать шума приближающегося автомобиля, в последний момент тело словно содрогается от испуга. Почему так происходит?

Дело в том, что этот шум восприняли ваши кости (скелет реагирует на звуковой раздражитель быстрее, чем уши, и очень хорошо проводит звук). Дети с эмоциональными и двигательными нарушениями слишком много слышат своим телом. Проблема заключается в отсутствии у таких ребят механизма избирательного отсева поступающей подобным образом информации. Поэтому люди с дефицитом внимания и (или) с гиперактивностью и ребята с аутизмом вынуждены либо воспринимать всю входящую информацию, либо сортировать её. В первом случае они чувствуют себя словно забросанными раздражителями, даже малейшими. Во втором - становятся апатичными и чересчур спокойными и перестают фокусироваться на том, что слышат.

В нашем внутреннем ухе существует две косточки: стремечко и наковальня и - одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать. Например, одни дети во время урока могут сосредоточиться на том, что говорит педагог, и не обращать внимание на шум, доносящийся из коридора. А другие ребята испытывают проблемы обучения из-за того, что не воспринимают речевые частоты (от 1000 до 3000 герц).

Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать. А ещё ухо такого ребёнка обладает способностью защищаться от громких звуков: понижается напряжение мышц среднего уха, расслабляется барабанная перепонка, и тогда ребёнок или отгораживается от слушания, или компенсируют это явление движением. Например, гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания. А дети с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).

В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.

Суть метода

Метод Томатис показан при различных речевых и поведенческих проблемах у детей.

В середине XX века французский  врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ. В 1954 году это исследование получило подтверждение в Парижской Академии наук.

И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти  внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.

Данный метод обучает мозг анализировать голосовую информацию  с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.

Метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребёнок прослушивает определенные диски с записью классической музыки (н-р Моцарта), григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга. Очень громкие звуки напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает соответственно подстраиваться, регулироваться – так ухо защищается от громких звуков. Если прибавить громкость звуков в наушниках, то со временем  ухо устаёт и расслабляет барабанную перепонку, приходится снова прибавлять звук, и опять повторяется тот же процесс.

Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим. Таким образом, снижается диапазон слушания. Мы усиливаем в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и поэтому  устаем. Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.

Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышат только высокие частоты (через околоплодную жидкость и через костный путь). А когда он рождается, его уха заново учится слушать, причём начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается.

Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой. Поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивали прежде.